В 1933 году он переходит в Научный автотракторный институт, а оттуда в только что созданный Научно-исследовательский институт городского движения – НИИГД. Одной из важных задач, поставленных перед молодым инженером, было создание механических средств для уборки снега в городе. Так и возникла первая снегоуборочная машина. Правда, вначале НИИГД работал над идеей печи на жидком топливе для растапливания снега на месте. Но такой проект оказался слишком невыгодным: бензина и керосина печь сжигала больше, чем расходовали грузовики, возившие снег.
Зато с передвижными уборными все прошло гладко. Эти сооружения должны были обслуживать участников демонстраций – со стационарными общественными уборными в Москве было (да и остается) туго. «Самобеглые сортиры» были созданы конструкторской группой Фиттермана на шасси автобуса ЗИС-8 – их расставляли на пути следования колонн по всему городу. Затем группе инженеров было дано задание спроектировать первый в Советском Союзе городской автобус, который позволял увеличить пассажировместимость на 50% по сравнению с ЗИС-8 и ЗИС-16. Три инженера – Борис Гольд, Владимир Душкевич и Борис Фиттерман – в короткие сроки разработали такой автобус. Его собрали на СВАРЗе и пустили в пробную эксплуатацию во Втором автобусном парке. Однако началу серийного производства воспрепятствовал Лихачев, не совсем понятно, но веско заявив, это «для нас это чужая машина».
Провал сказался на судьбе Фиттермана, но не страшно: его перевели на ЗИС и поручили создание полноприводных грузовиков на базе ЗИС-5 и ЗИС-К2. Вскоре Фиттерман был назначен начальником конструкторского бюро шасси, где возглавлял работу над трехосным шасси для тяжелого бронеавтомобиля БА-11. Затем работал над проектами вездеходов ЗИС-32, ЗИС-36, полугусеничного автомобиля ЗИС-22…
В марте 1943-го Фиттерман стал главным конструктором Завода имени Сталина. После войны он участвует в создании нового автомобиля высшего класса ЗИС-110, прилагает руку к конструированию вездеходов ЗИС-151, городских автобусов вагонного типа… Но главной его работой в конце сороковых стала разработка трехосных бронетранспортеров ЗИС-152 и полугусеничного ЗИС-151. После окончания испытаний БТР было принято решение о его серийном производстве и постановке на вооружение.
Фиттерману дали за это орден Трудового Красного Знамени. А на следующий день после получения награды арестовали и дали 25 лет лагерей. В заключении творческий порыв Фиттермана не ослабевал ни на секунду. Так, он разработал на много лет опередивший свое время проект «активного автопоезда». Но лагерное начальство всерьез его работы не воспринимало.
Выйдя на свободу при Хрущеве, Фиттерман почти немедленно взялся за прежнее, все так же нигде не засиживаясь. В феврале 1956-го он уже в НАМИ – разрабатывает прицепы. Затем становится начальником бюро легковых автомобилей, принимая активное участие в создании инвалидных мотоколясок, которых после войны требовалось, к сожалению, немало. Затем переключается на ЗАЗ-965. Кстати, именно в те годы Борис Фиттерман написал свой монументальный труд «Микроавтомобили», ставший учебником для конструкторов таких машин в СССР. Он настаивал на использовании в микролитражках V-образных двигателей воздушного охлаждения, торсионной подвески, реечного рулевого механизма, каркасных стеклопластиковых кузовов. И он же вел работы по созданию и испытанию первых советских транспортных средств на воздушной подушке, и одновременно писал докторскую, множество учебных пособий, и участвовал в работе ученого совета НАМИ, научно-технического совета Минавтопрома…
В самом конце жизни, когда инженерный порыв Фиттермана стал несколько ослабевать, у него обнаружились литературные способности: он делился своими воспоминаниями с читателями газеты «Московский транспортник», специально для него открывшей рубрику «История в лицах». Борис Фиттерман умер в марте 1991 года.
Текст: Александр Новиков Фото из архива А. Новикова
Источник: www.gazeta.ru
| | del.icio.us |