История в лицах: путь за руку с ЗИС

  13:21   24-01-2008

Тема: Мир машин / История О детстве и ранней юности Бориса Михайловича Фиттермана мало что известно. Любил мастерить, хорошо учился по физике и труду. Вот, кажется, и все. Зато после того как в 1931 году Фиттерман закончил Московский автотракторный институт имени Ломоносова (нынешний МАМИ), изобретения посыпались из него как из рога изобилия, и так продолжалось без малого 50 лет.

В феврале 1932 года советское правительство решило наладить собственную мотоциклетную промышленность. До того момента у нас работал только один маленький заводик в Ленинграде, собиравший в небольшом количестве легкие мотоциклы с одноцилиндровыми двухтактными движками. Необыкновенно талантливому и изобретательному студенту предложили разработать тяжелый мотоцикл с карданной передачей для возможного использования в Советской армии. Это стало его дипломной работой и первым крупным успехом. Но Фиттерман нигде долго не задерживался.

В 1933 году он переходит в Научный автотракторный институт, а оттуда в только что созданный Научно-исследовательский институт городского движения – НИИГД. Одной из важных задач, поставленных перед молодым инженером, было создание механических средств для уборки снега в городе. Так и возникла первая снегоуборочная машина. Правда, вначале НИИГД работал над идеей печи на жидком топливе для растапливания снега на месте. Но такой проект оказался слишком невыгодным: бензина и керосина печь сжигала больше, чем расходовали грузовики, возившие снег.

Зато с передвижными уборными все прошло гладко. Эти сооружения должны были обслуживать участников демонстраций – со стационарными общественными уборными в Москве было (да и остается) туго. «Самобеглые сортиры» были созданы конструкторской группой Фиттермана на шасси автобуса ЗИС-8 – их расставляли на пути следования колонн по всему городу. Затем группе инженеров было дано задание спроектировать первый в Советском Союзе городской автобус, который позволял увеличить пассажировместимость на 50% по сравнению с ЗИС-8 и ЗИС-16. Три инженера – Борис Гольд, Владимир Душкевич и Борис Фиттерман – в короткие сроки разработали такой автобус. Его собрали на СВАРЗе и пустили в пробную эксплуатацию во Втором автобусном парке. Однако началу серийного производства воспрепятствовал Лихачев, не совсем понятно, но веско заявив, это «для нас это чужая машина».

Провал сказался на судьбе Фиттермана, но не страшно: его перевели на ЗИС и поручили создание полноприводных грузовиков на базе ЗИС-5 и ЗИС-К2. Вскоре Фиттерман был назначен начальником конструкторского бюро шасси, где возглавлял работу над трехосным шасси для тяжелого бронеавтомобиля БА-11. Затем работал над проектами вездеходов ЗИС-32, ЗИС-36, полугусеничного автомобиля ЗИС-22…

В марте 1943-го Фиттерман стал главным конструктором Завода имени Сталина. После войны он участвует в создании нового автомобиля высшего класса ЗИС-110, прилагает руку к конструированию вездеходов ЗИС-151, городских автобусов вагонного типа… Но главной его работой в конце сороковых стала разработка трехосных бронетранспортеров ЗИС-152 и полугусеничного ЗИС-151. После окончания испытаний БТР было принято решение о его серийном производстве и постановке на вооружение.

Фиттерману дали за это орден Трудового Красного Знамени. А на следующий день после получения награды арестовали и дали 25 лет лагерей. В заключении творческий порыв Фиттермана не ослабевал ни на секунду. Так, он разработал на много лет опередивший свое время проект «активного автопоезда». Но лагерное начальство всерьез его работы не воспринимало.

Выйдя на свободу при Хрущеве, Фиттерман почти немедленно взялся за прежнее, все так же нигде не засиживаясь. В феврале 1956-го он уже в НАМИ – разрабатывает прицепы. Затем становится начальником бюро легковых автомобилей, принимая активное участие в создании инвалидных мотоколясок, которых после войны требовалось, к сожалению, немало. Затем переключается на ЗАЗ-965. Кстати, именно в те годы Борис Фиттерман написал свой монументальный труд «Микроавтомобили», ставший учебником для конструкторов таких машин в СССР. Он настаивал на использовании в микролитражках V-образных двигателей воздушного охлаждения, торсионной подвески, реечного рулевого механизма, каркасных стеклопластиковых кузовов. И он же вел работы по созданию и испытанию первых советских транспортных средств на воздушной подушке, и одновременно писал докторскую, множество учебных пособий, и участвовал в работе ученого совета НАМИ, научно-технического совета Минавтопрома…

В самом конце жизни, когда инженерный порыв Фиттермана стал несколько ослабевать, у него обнаружились литературные способности: он делился своими воспоминаниями с читателями газеты «Московский транспортник», специально для него открывшей рубрику «История в лицах». Борис Фиттерман умер в марте 1991 года.

Текст: Александр Новиков Фото из архива А. Новикова

Источник: www.gazeta.ru

| | del.icio.us |


Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его в свой блог - как HTML.

<font face="Areal, Verdana"><p><b><a href="http://www.womencar.ru/s.php/207.htm"></a></b><br> О детстве и ранней юности Бориса Михайловича Фиттермана мало что известно. Любил мастерить, хорошо учился по физике и труду. Вот, кажется, и все. Зато после того как в 1931 году Фиттерман закончил Московский автотракторный институт имени Ломоносова (нынешний МАМИ), изобретения посыпались из него как из рога изобилия, и так продолжалось без малого 50 лет. <br><a href="http://www.womencar.ru/s.php/207.htm"><b>Читайте полностью на Womencar.ru</b></a></font>
   Глава ВЦИОМ Валерий Федоров озвучил итоги опроса россиян, которые определили главных персон 2007 года. Писателем года россияне признали Дарью Донцову. Дальше »»
   21 января в Париже началась Неделя высокой моды, на которой ведущий мировой дизайнер Валентино Гаравани представит свою последнюю коллекцию. После этого дефиле закончится 45-летняя карьера итальянского дизайнера. Дальше »»


Тема: Мир машин / Это интересно 17.11.2006 15 ноября 2006 года субкомпактный хэтчбек Mitsubishi "i", выпускающийся для внутреннего рынка Японии, был награжден званием лучшего автомобиля Японии 2007 года ("RJC Car of the Year 2007") в ходе конференции аналитиков и журналистов автоиндустрии Японии RJC (Automotive Researchers" & Journalists" Conference of Japan). Выбор лучшего автомобиля Японии 2007 года в рамках конференции RJC производило неза...

Тема: Мир машин / Это интересноХочу купить GPS-навигатор, чтобы и в лесу, и в городе пригодился, а переплачивать не хочется... Начал ездить на любительские трофи и понял – без GPS-навигации делать там нечего. что выбрать? Планирую путешествие по Европе, нужен портативный «электронный штурман», посоветуйте модель! Эти и аналогичные им вопросы регулярно приходят к нам в редакцию. попробуем задать вам курс...Чтобы приготовить рагу из кролика, нужн...

Тема: Полезно знать / Что внутриОт свойств главного расходного материала - бензина - зависят как технические параметры двигателя, так и его надежность и долговечность. Основной характеристикой автомобильного бензина является октановое число, которым обозначается его детонационная стойкость. Детонация - самопроизвольное воспламенение топливовоздушной смеси, которое нарушает правильный ход процесса сгорания, что приводит к падению мощности и повы...