Прошло семь лет, и, действительно, именно такими стали послевоенные автомобили! В 50-х годах Эрл включил в стратегию еще одно ноу-хау – шоу концептуальных автомобилей Motorama. Каждый год это шоу обновлялось целиком и полностью. Шокирующие автомобили загружались в трейлеры и отправлялись колесить по Штатам, завоевывая сердца и души. В результате благодаря Эрлу американские автомобили быстро распрощались с образом железной коробки и превратились в мечту. А мечта, как известно, крылата, и от того схожесть прототипов, построенных командой Эрла, с авиационной и ракетной техникой не удивляла никого.
Вглядитесь, кажется, что этот автомобиль мог бы взлететь в небо и выйти в открытое космическое пространство. Но так и должно было быть. Выдавая задание на проектирование Firebird III, Эрл напутствовал своих стилистов: «рисуйте так, словно космонавты собираются взять машину с собой на Луну». Каждое слово «Мистерла» было законом, и концепт так и рисовали. Главным разработчиком Firebird III стал молодой выпускник Праттовского университета Норман Джеймс (Norman James). Эрл заприметил юношу за уникальный дар трехмерного виденья формы и архитектуры автомобиля. Тогда не было компьютеров, и заглянуть за плоскость бумажного листа, пользуясь исключительно своим воображением и виденьем, мог далеко не каждый. Джеймс – мог. Более того, он всячески стремился расширить свои врожденные способности. Например, работая именно над этим проектом, он придумал способ быстрого выполнения полноразмерного рисунка кузова автомобиля. Для этого он втыкал в плазовую доску с изображением общей компоновки автомобиля кнопки, за которые цеплял толстую нитку, заменявшую ему карандашную линию. Перекалывая кнопки, Джеймс менял линии силуэта. Это увлекало, и он возился с катушками и мотками пряжи неделями. Эрл терпел это кажущееся чудачество дольше всех, терпел, пока за цветными линиями не стал угадываться стремительный контур автомобиля.
Эти видения начались давно, еще с тех пор, как в 1942 г. начали «бугриться и остриться» пока еще небольшие плавники-стабилизаторы-кили (как только их потом не называли!) на концах задних крыльев автомобилей, нарисованных его блистательным стилистом Фрэнком Хэрши (Frank Hershey). Своего апофеоза эти декоративные детали достигли в американских концептах именно к концу 50-х. Пора было ставить точку. Эрл именно этим и занялся.
За основу образа он взял две свои прежние работы: Pontiac Club de Mer и Oldsmobile Golden Rocket – оба звезды шоу Motorama 1956 г. Первый имел высокий стабилизатор, расположенный по центру багажника и два раздельно остекленных кокпита для водителя и пассажира. Второй отличался парой небольших крылышек и полным отсутствием привычных для автомобильного облика деталей: фар, облицовки радиатора. Джеймс добавил к этому образу еще шесть (!) продольных стабилизаторов и увеличил центральный до предельно возможного размера под два метра. Предельны были и боковые кили: расстояние между ними ограничивалось нормой ширины легкового автомобиля. Еще один дюйм, и Firebird III считался бы по федеральным законом США грузовиком...
Любопытно другое: а почему, собственно, этот автомобиль не мог считаться самолетом? Из-за того, что не летал? Так никто и не пробовал! Все только любовались его крыловидными пропорциями, поверхностью боковины, которая затягивалась под автомобиль и напоминала фюзеляж самолета, в форме которого нет понятия днища. Самое удивительное, что в результате Firebird III не выглядит вульгарно или карикатурой на истребитель F104. Он был честен. Он не пробовал летать и практически не ездил... Зато от самого входа в огромный зал Motorama 1959 г. хорошо был виден его высоченный серебристый стабилизатор. Публика знала, куда нужно было идти в первую очередь и на что смотреть, думая по привычке, что такой автомобиль принепременно купит завтра. И иначе быть не могло, ведь так сказал Эрл.
P. S. 1 декабря 1958 г. Эрла проводили на пенсию. Сменивший его Уильям Лерой Митчелл еще год терпел Эрлово наследство, но в модельной линейке 1960 года уже полностью отказался от аэрокосмической стилистики. Началась новая эра.
После ухода Эрла крылья с американских автомобилей исчезли и авиационные пристрастия стилиста Нормана Джеймса оказались невостребованными. Он перешел работать на фирму Lockheed. Создавал интерьеры самолетов и участвовал в разработке лунного автомобиля. Получил патент на изобретение специального металлического колеса, которое и оставило характерный след «елочки» на лунной поверхности.
Lunar Rover – 2-местное транспортное средство, построенное в 1971 г. альянсом Boeing/Delco Electronics & GM по программе Apollo для высадки на Луну. Четыре электрических двигателя обеспечивали скорость в 14 км/ч. Автономность –78 часов. Вес без экипажа – 209 кг (на Луне – 35 кг). Конструкция рассчитана на работу при температуре до 120оС. Построено три экземпляра и один образец для испытаний отдельных агрегатов.
© "АВТОМОБИЛИ"
ТЕКСТ И РИСУНКИ НИКИТА РОЗАНОВ
| | del.icio.us |
Весенний номер Shape-МАМА – это, прежде всего, практическое руководство для пап, которые боятся остаться со своим малышом один на один. Ну и, конечно же, для мам, которые смогут найти ответы на самые волнующие их вопросы, а также узнать последние тенденции красоты и моды. Дальше »»