И хотя бизнес еще в большей степени, чем история, не терпит сослагательного наклонения, весьма интересно проследить современную историю Jaguar Cars Ltd – историю, начинающуюся с момента приобретения «Ягуара» концерном Ford. Можно ли было что-то сделать иначе? Что и как? А, может быть, что-то не поздно сделать даже сейчас?
Что же купил концерн Ford?
Восемнадцать лет назад дела у Ford Motor Company шли просто блестяще: у концерна завелись лишние денежки, и его боссы принялись скупать автомобильные активы по всему миру. Помимо шведской Volvo и японской Mazda американцам приглянулся и терпящий бедствие британский Jaguar. «Фордовцам» пришлось даже вступить в конкурентную схватку с General Motors и «перебить» предложение последнего. Ford настолько спешил, и денег, очевидно, было так много, что никто всерьез не занимался изучением покупаемой компании.
Так что же в результате купили? Производственные мощности? Ничего подобного. Один из высокопоставленных менеджеров американского концерна вспоминал позднее, что столь отсталый уровень технологий ему приходилось встречать только в России, на Горьковском автозаводе. Почти то же самое можно было сказать и о качестве производства выпускаемых автомобилей. У «Ягуара» было лишь два актива, которые по-настоящему чего-то стоили, – Имя и Стиль. Благодаря своей длинной и славной (уже в относительно далеком прошлом) истории британскому производителю по-прежнему удавалось сохранять по всему миру значительное количество поклонников. Беда, правда, состояла в том, что поклонники все реже превращались в покупателей. Стиль же у «Ягуара» действительно был. Это сейчас некоторые «эксперты» называют первым спортивным седаном высшего класса «семерку» BMW. Они не правы. С 1968 года таковым автомобилем является флагман британского производителя – Jaguar XJ. А некоторые специалисты вообще считают эту машину самым стильным и самым красивым седаном за всю историю автомобилестроения.
Американские боссы:
Так или иначе, сделка состоялась. Менеджмент «Ягуара» или, наверное, в большей степени «Форда», перешел к энергичным действиям. Чем же занялись представители нового владельца? Тем, что лучше всего умели, – повышением качества производства, снижением издержек, улучшением управляемости и эффективности бизнеса. Через некоторое время «Ягуары» уже не нужно было покупать парами (второй – на запасные части), и по уровню качества они могли поспорить даже с Lexus. Однако качество продукции было совершенно необходимым, но далеко не достаточным условием. Покупатели к прославленной марке совсем не спешили возвращаться.
Стоит откровенно признаться в том, что за время владения британской компанией Ford совершил по отношению к ней, а, главное, по отношению к приверженцам марки, ряд ошибок из разряда тех, которые сродни преступлениям. И главнейшая из них – безусловно, выпуск компактной модели Jaguar X-Type на платформе Ford Mondeo. Нужно отметить, что автомобиль получился совсем неплохим, только он не должен был быть «Ягуаром». Вторая серьезная ошибка «Форда», напротив, состояла в отказе от запуска в серию спортивного автомобиля F-Type. По мнению ряда аналитиков, именно F-Type как никакая другая модель мог послужить возрождению Стиля и Духа «Ягуара» и способствовать возвращению покупателей!
Британская команда:
С другой стороны, нельзя не обратить внимания на чрезвычайно низкую активность собственной команды менеджеров и разработчиков компании из Ковентри. Для того, чтобы пересчитать модели, созданные в Jaguar почти за двадцать лет, даже пальцев одной руки будет слишком много. А ведь британские дизайнеры получили от американских владельцев полный карт-бланш и неограниченное финансирование. Алюминиевый флагман Jaguar XJ, выпущенный на рынок в 2003 году, был (и остается до сих пор) превосходным седаном с великолепной управляемостью. Но Jaguar XJ лишь «законсервировал» один из главных активов – стиль бренда, в то время как требовалось его немедленное развитие – бережное, но развитие.
Новый Jaguar XK:
Но вскоре стало понятно, что уж лучше бы разработчики Jaguar ничего не делали! Денег бы потратили меньше. И не так было бы стыдно.
Первым из нового поколения автомобилей на свет появилось двухдверное купе, кузов которого так же, как и у седана XJ, изготавливали из «крылатого металла». На первый взгляд, купе получилось совсем неплохим – мощным, быстроходным, маневренным и современным. Но почему в относительно крупной машине места на задних сиденьях намного меньше, чем у заднемоторного Porsche 911? Как оказались в шикарном салоне нового «Ягуара» дешевые пластмассовые детали? И форма у автомобиля красивая, и пропорции правильные, но чего-то в его стайлинге все равно не хватает. Будто в Jaguar XK забыла вселиться душа. А уж если рядом с Jag XK вдруг остановится Aston Martin V8 Vantage, то на первый уже никто просто не взглянет. Все моментально прочувствуют разницу. Впрочем, недостатки модели XK выглядят пустяковыми по сравнению с «преимуществами» следующей разработки.
Jaguar XF:
Вслед за купе дизайнеры «Ягуара» предъявили миру свое основное детище. На замену седану S-Type пришла новая модель – XF. Судя по конструкциям подвески и кузова, Jaguar XF должен обладать весьма незаурядными ходовыми качествами. Однако это снова «не ягуар». Только, если X-Type не может быть «Ягуаром» из-за «фордовской» платформы, то у XF во всем виноват дизайн. При этом дизайнеры постоянно что-нибудь рассказывают о внешности нового седана. Например, утверждают, что его кузов имеет самые выверенные линии. Значит, поэтому он выглядит таким вымученным и безжизненным? Когда нечего сказать по существу, точнее, когда автомобиль не смотрится так, что о его внешнем виде и говорить ничего не требуется, потребителей начинают грузить мелкими подробностями. Например, сообщается, что наклон лобового стекла у моделей XF и XK совпадает. Это, по мнению разработчиков, должно указывать на преемственность. А еще создатели Jaguar XF с гордостью заявляют, что в его салоне используется больше дерева, чем в любом другом «Ягуаре». Разве это не заметно на глаз? Или у дерева сомнительное качество? Почему по этому поводу необходимо делать специальное заявление? Выглядит как оправдание. Что-то там еще отмечалось и про хромированные рамки боковых стекол…
Сбивает с толку и непоследовательность заявлений создателей Jaguar XF по поводу выбранного стиля. То они декларируют отказ от всяческих традиций и заходят в этом весьма далеко, утверждая, что сэр Уильям Лайонс создавал каждый следующий автомобиль непохожим на все предыдущие. А то, вдруг, напротив, начинают твердить как заклинание о сходстве дизайна решетки радиатора новейшего XF с дизайном аналогичной детали Jaguar XJ 68-го года или о художественном и идеологическом родстве с моделью Mk2 в целом. Так продолжает ли XF традиции марки Jaguar или, наоборот, провозглашает полный отказ от ретро-стиля, как они это называют? Хотя внешность автомобиля красноречиво говорит обо всем.
А еще британские СМИ сообщают, что над обликом новейшего седана трудились около трехсот человек. Некоторые даже пишут, что до пятисот. Вот как растрачивались «фордовские» денежки. На ум также живо приходит поговорка по поводу семи нянек…
Исчезающая порода:
Когда автомобиль получается ярким и выразительным, в перечислении «деталей» его дизайна не возникает необходимости. К примеру, коллега из Top Gear просто сравнил Daimler Super Eight (являющийся почти точной копией Jaguar XJ LWB) с потоком горной реки и в одном абзаце замечательно обрисовал как характер машины, так и свои ощущения.
Несколько дней назад послал по электронной почте фотографию Jaguar XJR 2008-го модельного года своему знакомому. «Очень красивый автомобиль, - написал мне в ответ приятель, - только вот тюнеры его немного подпортили». Как все уже, наверное, догадались, на фотографии был изображен серийный Jaguar заводского производства. Дизайнерам просто захотелось сделать новую версию флагмана хоть немного похожей на новую модель XF.
Почему читатели журнала «Auto, Motor und Sport» признали в ходе ежегодного опроса самым красивым автомобилем высшего класса именно Jaguar XJR? Понятно, несмотря на «тюнинг», он все еще очень красив. Однако боюсь, что помимо красоты немалую роль в данном случае сыграло и ощущение европейским автомобильным сообществом реальной угрозы исчезновения знаменитой «кошачьей» породы.
Британские ценности:
Когда дело касается стиля автомобиля, его философии и концепции, британские специалисты зачастую находят очень «вкусные» и удачные решения и к тому же весьма «долгоиграющие». Посмотрите на Rolls-Royce, Bentley или MINI! Теперь у этих английских марок весьма похожие судьбы. Все они перешли под контроль немецких производителей. Но новые владельцы бережно сохраняют стиль каждой марки, прекрасно понимая, что ничего подобного они создать не могут. К тому же на создание бренда с нуля уйдет не одно десятилетие. Маркетологи из Германии работают над развитием упомянутых марок, соблюдая необходимые деликатность и аккуратность.
Несколько по-иному сложилась судьба у компании Aston Martin. В ней Ульрих Бец, нанятый для управления компанией со стороны, сам смог предложить весьма свежий, смелый и, что важно, целостный взгляд на развитие Aston Martin. Но и господину Бецу, к счастью, не приходит в голову отказываться от накопленного почти за столетие потенциала.
Jag и…Mazda!?
А что же делать Jaguar Cars Ltd, если она не приглянулся ни одному европейскому производителю, а собственная команда компании не имеет необходимых деловых качеств?
Полагаю, что концерн Ford поступил неправильно, создав в свое время PAG – Premier Automotive Group, то есть провел горизонтальную интеграцию принадлежащих ему фирм, занятых производством автомобилей высокого класса. Руководители концерна, заботясь о снижении издержек, создали в концерне среду, начисто лишенную внутренней конкуренции.
А если бы они поступили по-другому? Посмотрите на модельный ряд Mazda! Модель MX-5 по своей сути – британский спортивный автомобиль. Роторные машины RX-8 и, в особенности, поздние RX-7 также разработаны по канонам английского классического автомобилестроения. А некоторое время назад у «Мазды» был еще и заднеприводный седан 929-й модели, в котором почти откровенно, хотя и весьма искусно, проявлялось желание походить на «ягуаровские» седаны, только меньших размеров. Скажем прямо, Mazda 929 была куда лучше, чем Jaguar X-Type. Никто не будет отрицать и того, что всем моделям Mazda свойственна определенная спортивность, также характерная и для Jaguar.
Если бы концерн Ford провел вертикальную интеграцию Mazda и Jaguar, а также европейского Ford и Volvo, внутри концерна образовались бы две группы, конкурирующие между собою практически во всех сегментах автомобильного рынка.
Дальше открывается неограниченный простор для фантазии…
Юрий Кладов
Источник: CarClub
| | del.icio.us |
И хотя бизнес еще в большей степени, чем история, не терпит сослагательного наклонения, весьма интересно проследить современную историю Jaguar Cars Ltd – историю, начинающуюся с момента приобретения «Ягуара» концерном Ford. Можно ли было что-то сделать иначе? Что и как? А, может быть, что-то не поздно сделать даже сейчас? <br><a href="http://www.womencar.ru/s.php/933.htm"><b>Читайте полностью на Womencar.ru</b></a></font>