Лукавство цифр
По официальным статистическим данным, соотношение отечественных и импортных машин в этом регионе Сибири примерно равно. Но, видимо, в беспристрастность цифр верить в данном случае не стоит. Понятно, что в районе Ледовитого океана – а именно туда достает территория Красноярского края – до сих пор почти нет иностранных машин. Не много их и в громадной пойме Енисея, куда лишь на самолете можно было долететь, да и то в советские времена: сейчас и авиалайнеры туда не летают. А вот автомобили советских времен там бегают, а если и не бегают, то с учета их никто не снимает. Вот отсюда и лукавство цифр.
Фактически, в Красноярске на десяток автомобилей на улице лишь парочка отечественных. Зато такой парад «японок» и «кореек», как в вечернее время на центральной набережной города, увидеть можно лишь на Дальнем Востоке. Перечислять смысла не имеет, многие из «красавиц» уже давно и не выпускаются, но, взглянув на них, можно подумать, что они только что сошли с конвейера какой-нибудь «Хонды» или «Тойоты». Новых, еще пахнущих заводской краской, среди них практически нет. Не видят смысла восточные производители заниматься в этом регионе даже отверточной сборкой своих машин. Через сибирского и дальневосточного потребителя они успешно решают проблему утилизации старых авто, ну а посему – зачем же выходить на этот рынок с новыми машинами?
Как покупают и почем?
Вариантов просто тьма. Можно через многочисленные посреднические фирмы (только в центре города их с пяток) поучаствовать в Интернет-аукционе. Впрочем, цены у посредников лишь ненамного ниже московских. Чуть побогаче выбор, но и он особенно не воодушевляет. Преимущество, пожалуй, одно: по аукционному листу можно заранее подобрать все необходимые параметры машины, начиная с года ее выпуска и заканчивая наличием или отсутствием царапин на бампере.
В разговоре с красноярскими автолюбителями выяснилось, что официальных посредников они не любят и основная масса счастливых обладателей японских автомобилей вторичного рынка пользуется услугами многочисленных частников, давно уже сделавших перегонку машин из Владивостока доходной статьей личного бизнеса. Впрочем, понятно, почему современные Интернет-технологии пока не слишком популярны в крае. Один разговорчивый продавец сразу же показал кипу фотографий уже ждущих своего покупателя автомобилей. Причем цены у него были уже отнюдь не московские. Правда, чистоту растоможки, техдокументов и наличия уже существующего российского владельца проверить невозможно, но зато ведь вот он, рядом, тот, кто предлагает услугу. А Сибирь хоть и большая, но спрятаться в ней негде. К тому же половина гаражного кооператива, где работает бизнесмен от автопромысла, уже его услугами воспользовалась.
Есть и другие пути стать счастливым обладателем собственного импортного авто, причем еще более доступные, но о них лучше вести речь под грифом «Криминал». Впрочем, знатоки утверждают, что как минимум десятая часть красноярских автолюбителей именно ими и пользуется.
Пути-дороги и преграды на них
Оценить состояние Красноярских дорог трудно. Там, где ступает – хоть изредка – нога красноярского губернатора, они мало чем уступают московским. Но стоит удалиться на пару сотен метров от центра города, и Вы испытаете все прелести фронтовых дорог.
То же самое и с пригородными дорогами. На популярных туристских маршрутах, путях следования к престижным дачным поселкам и кооперативам они вполне сносные, но вот на районные ответвления взглянуть без слез нельзя. Нельзя сказать, что власти безмолвствуют. Общую российскую беду они знают, даже разработали целевую программу исправления положения под звучным названием «Дороги Красноярья» на 2006-2008 годы. Увеличили ее финансирование в этом году за счет местного бюджета на 1,3 миллиарда рублей. Но смущает одно: треть выделенных средств местные депутаты решили истратить на ямочный ремонт и установку новых знаков и ограждений. Думаю, комментарии излишни.
В числе преград на красноярских дорогах не только ухабы и рытвины, но и бдительные сотрудники ГИБДД. Основы конспирации они познали не хуже московских блюстителей порядка. На небольшом, сорокакилометровом, но очень популярном в выходные дни участке вполне современного шоссе от Красноярска до Дивногорска, в пятницу вечером можно встретить четыре (!) тщательно замаскированных засады. Причем стоят они не на крутых горных поворотах, а по окончании пологих спусков с несложными поворотами.
Резюме
Красноярцы в целом вполне довольны положением дел, касающихся автомобилей и дорог в регионе. Как и москвичи, они ворчат, но намного доброжелательней и беззлобней. Проблем с техобслуживанием и ремонтом практически нет, бизнес этот процветает. Бензин вполне по карману, да и «левый» добыть не проблема. Ну а гаишники – они и в Африке гаишники. И, конечно, все понимают, что отдельно от общего улучшения экономической ситуации в крае проблему автомобилистов и их нужд не решить. А перспективы в этом плане потрясающие. Здесь и федеральная программа развития нижнего Приангарья, и программа освоения нефтеносных районов края, и планы создания крупнейшего в России авиационного хаба и т.д., и т.п. Поэтому и терпят сибиряки, и поднимают первую рюмку за праздничным столом за свой великий и неповторимый край. И при этом верят, что придет время, и Россия будет действительно произрастать их краем, а они будут ездить на современных российских машинах по автобанам, не разрушающимся при первом нормальном сорокаградусном морозе.
Евгений Михайлов
Источник: Портал CarClub
| | del.icio.us |