В тесте участвуют автомобили: ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112
«Десятка» – единственная модель ВАЗа, не получившая имени.
«Жигули», «самары», «нивы», «калины»… а ей оригинального названия не нашлось. Зато каждая седьмая продаваемая в России машина, включая иномарки, – автомобиль ВАЗ «десятого» семейства. И вот что желательно знать каждому седьмому покупателю.
«Десятки» в массы
Три кузова в одном семействе – небедный по отечественным меркам выбор. Конечно, многие зарубежные производители предлагают не только седаны, хэтчбеки, универсалы, но и кабриолеты, мини-вэны, полноприводные версии. Но такое разнообразие характерно уже для следующего ценового диапазона, а в своей нише «десятка» выглядит сильнее заграничных конкурентов.
Самая популярная модель семейства – седан ВАЗ-2110. Кстати, пару лет назад завод утвердил новое обозначение – Lada 110, но в документах все осталось по-старому. Трехобъемный кузов в сознании наших людей по-прежнему солиднее семейного универсала или молодежного хэтчбека. Впрочем, притягивает в первую очередь цена. Седаны в среднем на 10–15 тысяч рублей дешевле универсалов и на 8–10 тысяч – хэтчбеков.
Багажник вместительный для своего класса, правда, часть полезного объема скрадывают старомодные петли, а форму портят развитые колесные ниши. Отсутствуют и полезные мелочи, вроде ушек для крепления багажной сетки; впрочем, нет и самой сетки… Зато запаска в пример «самарам» перевернута – в углубление колесного диска перекочуют буксировочный трос, набор гаечных ключей, пара рабочих перчаток.
Универсал ВАЗ-2111 (Lada 111) – самый дорогой в «десятом» семействе. Но одновременно самый дешевый автомобиль с таким кузовом (если не считать ВАЗ-21043), причем разница с ближайшими конкурентами – несколько тысяч долларов. Естественно, главный козырь «одиннадцатой» – универсальность. Заднее сиденье можно сложить и целиком, и по частям. Не хватает места – спасет багажник на крыше, который устанавливают на релинги.
Хэтчбек ВАЗ-2112 (Lada 112) – посередине между названными выше моделями и по цене, и по возможностям. Автомобиль вполне практичен, но изначально его предлагали преимущественно с 16-клапанным мотором, да и покупатели ищут в хэтчбеках «горячую кровь»… В общем, «двенадцатая» стала излюбленным объектом тюнинга – от безобидного до беспощадного, когда основу узнаешь только по документам.
На вкус и цвет
На все модели «десятого» семейства сегодня устанавливают 8- и 16-клапанные двигатели объемом 1,6 л. Эти моторы – развитие полуторалитровых агрегатов, которые раньше работали на «десятках». Если вы ездите в основном по городу, лучше возьмите машину с 8-клапанным мотором ВАЗ-21114. Простой, неприхотливый, тяговитый – с ним легко толкаться в пробках, не подведет он и на трассе, если нужно обогнать тихохода.
Шестнадцатиклапанный двигатель ВАЗ-21124, по нашим замерам хуже везет с низких оборотов, да и не так много выигрывает на разгоне. Вероятно, он понравится тем, кому не дают покоя лавры Шумахера или кто регулярно ставит рекорды средней скорости, например, на перегоне Москва–Тольятти. Остальным лучше перечитать предыдущий абзац. К тому же машины с 16-клапанниками на 3–5 тысяч рублей дороже.
Кроме двигателя покупатель наконец-то может выбрать комплектацию. В варианте «норма» на модели «десятого» семейства предлагают твидовый салон, а из приятных «пустячков» – иммобилайзер, центральный замок, электрические стеклоподъемники на передних дверях, атермальные стекла. «Люкс» богаче: тут обогрев передних сидений, противотуманные фары, бортовой компьютер (у седана еще задний спойлер), салон из велюра, который иные дилеры называют бархатом. Кроме того, люксовые «десятки» с 16-клапанными моторами комплектуют литыми дисками.
Найдите много отличий
Популярность автомобиля для вас – недостаток, а не достоинство? Стремитесь выделиться? Нет проблем, на базе «десятки» в Тольятти собирают немало мелкосерийных моделей. Например, ВАЗ-21104М – седан с иными крыльями, капотом, бамперами, оригинальными обивками дверей. Возможно, он и впрямь привлекательнее обычной «десятки», только цены на «железо» в полтора раза выше – крыло 3 тысячи рублей, капот 9,5 тысячи.
Или желаете приобрести «десятку» с двигателем 1,8 л? Вам седан или хэтчбек? Такие машины обычно поставляют под заказ, требуя предоплату иногда до 100%. Отпускная цена самой дешевой комплектации «стандарт» – 265 тыс. рублей. Версия побогаче, «норма», обойдется на 15 тысяч дороже. Плюс еще столько же – и готов «люкс», в арсенале которого полный электропакет, оригинальные литые диски, дополнительная противоугонка, электроусилитель руля.
Кому тесно в обычной «десятке», может заказать удлиненный «Премьер» ВАЗ-21108 за 300–320 тыс. рублей. На выбор – два двигателя объемом 1,6 и 1,8 л, неплохой набор дополнительного оборудования, а в довесок – ожидание, от недели до месяца. «Премьера» собирают и по индивидуальному заказу – машину покрасят в любой цвет, подберут понравившиеся материалы для отделки, побалуют дорогими опциями. Цена – тоже индивидуальная.
Самый большой оригинал – трехдверный хэтчбек ВАЗ-21123, который часто почему-то называют купе. От пятидверной «двенадцатой» его отличают 130 деталей, причем 57 – кузовные. С мая этот автомобиль выпускает ОПП (опытно-промышленное производство ВАЗ), а до этого его собирали по заказу некоторые придворные фирмы – возможно, их продукция еще осталась в автосалонах. Качество оставляло желать лучшего, а цену дилеры объявляли шепотом, чтобы не спугнуть покупателя (ЗР, 2005, № 3).
Впрочем, можно «навернуть» до неузнаваемости и заводскую машину – прямо в автосалоне. Например, украсить навесным пластиком (комплект у столичных дилеров стоит 15–25 тыс. рублей), обуть в литые диски (1700– 2500), посеребрить дверные ручки (около 1000). Негоже, украсив фасад, оставить нетронутым внутреннее убранство – в вашей власти поменять обивку сидений и дверей (15–20 тыс. рублей), изменить щиток приборов (2–4 тыс. рублей), установить кондиционер (25–40 тыс.). Настроить двигатель и подвеску дилеры предлагают редко – за это берутся сторонние фирмы. Только лучше доверить такой тюнинг именитым конторам, иначе экономия выйдет боком. А еще стоит прислушаться к советам ЗР. Многие детали мы испытывали, и оказалось, что они не только не улучшают, но порой портят заводские настройки (ЗР, 2002, № 7).
Проверено десятилетием
«Десятка» – уже не новинка, опыт накоплен немалый. Например, она неплохо подходит для дальних путешествий по нашим дорогам – хорошие динамические показатели, невысокий расход топлива, комфортная подвеска. Добавим еще несколько немаловажных факторов: приемлемая ремонтопригодность, невысокие цены на запчасти, которые к тому же на каждом углу, как, впрочем, и сервис.
Правда, обращаться к услугам ремонтников придется регулярно – основные агрегаты и узлы обычно служат исправно, а вот мелкие неисправности отнимают немало времени и нервов. Увы, надежность не самая сильная сторона отечественных машин – «десятое» семейство продолжило эту недобрую традицию. А конкуренты уже дышат в затылок – того и гляди, обойдут лидера продаж.
Обещают, что уже в этом году на свет появятся первые автомобили, призванные сменить «десятое» семейство. Кстати, у них будет имя – «Приора». Но это ли главное? Важно, чтобы новинка оказалась лучше предшественницы по техническим характеристикам, надежности, цене. А имя – дело десятое.
С «десяткой» по жизни
Заводская гарантия – 35 тыс. км или 2 года, в зависимости от того, что наступит раньше. Многие официальные дилеры дают еще и собственную, более продолжительную, сокращая при этом межсервисные пробеги в полтора-два раза. ТО-1 (2 тыс. км) с расходными материалами в столице стоит в среднем 4000 и 3300 рублей, соответственно для «десяток» с 8- и 16-клапанными моторами; ТО-2 (15 тыс. км) – 3000 и 2900, ТО-3 (30 тыс. км) – 5600, ТО-4 (45 тыс. км) – 4700 и 5400, ТО-5 (60 тыс. км) – 6300 и 6800.