С чем у нас ассоциируется аббревиатура КАМАЗ?
У футбольных болельщиков – с командой, в которой начинали Варламов и Нигматуллин.
У иностранцев – с легендарным ралли-марафоном «Париж-Дакар», где пилоты грузовиков данной марки прочно занимают высшие места на пъедистале почета уже несколько лет подряд, оставляя позади именитейших спортсменов на знаменитых грузовых марках.
А для простого человека, живущего в России и ближнем зарубежье КАМАЗ – это скромный труженик любой стройки, уборочной страды и междугородней магистрали. Он плотно вошел в нашу жизнь, став неотемлемой частью нашей жизни. И даже те из нас, кто далек от КАМАЗа как экватор от полюса, регулярно сталкиваются с ними, прямо или косвенно.
Автомобиль какой марки вывозит мусор из наших подъездов, и чистит наши дороги? Правильно, КАМАЗ (за редким исключением).
А на чем привозят в город продукты, попадающие на наш стол? На каких автобусах мы периодически ездим на работу или по своим неотложным? Раз на раз не приходится, но в последнее время все чаше к остановкам подъезжают автобусы марки «Нефаз».
Мало в мире предприятий, на долю которых выпало столько всего, сколько досталось КАМАЗу. Его строилось не то что всем Советским Союзом – всем миром. Заказы строителей выполняли более 2000предприятий (если просто перечислять все, то не хватит места на газетном развороте) все министерства и ведомства необъятной страны и более 700 иностранных фирм.
Сама идея постройки родилась не на пустом месте: в середине 60-х в Союзе как никогда остро встала проблема грузоперевозок, грузовиков хронически не хватало, несмотря на то, что все заводы СССР работали по полной нагрузке и регулярно перевыполняли задаваемые планы.
Вариантов размещения будущего автогиганта было более семи десятков, но выбор пал именно на Набережные Челны: доселе ничем не знаменитый городок в Татарской АССР, вблизи которого оказалось все, что было надо для будуюшего автогиганта: крупные судоходные реки, железнодорожная ветка, а также крупное строительное предприятие «КамГЭСэнергострой».строить будущий заводской комплекс начали прямо в чистом поле, усеянным холмами (которые, кстати, пришлось срывать). И 13 декабря 1969 года был вынут первый на том месте, где сейчас стоит заводской комплекс.
Плановая мощность будущего комплекса поражала: 150 000 грузовиков и 250 000 двигателей в год.
Само собой, городок быстро разросся до размеров города, поскольку десятки тысяч молодых людей, движимые кто духом романтики комсомольских строек, а кто и вполне реальной перспективой поправить жилищное и материальное положение потянулись на строительство «автограда». Получая годовой прирост населения в 30-40 тысяч человек, Челны быстро стали городом молодых, и город до сих пор в республиканском масштабе удерживает этот титул.
Кстати. КАМАЗ стал последней всесоюзной стройкой, оправдавшей вложенные средства. и все потому, что планировали стройку специалисты и по всем мировым стандартам (это вам не целина, которую поднимали по принципу «На месте разберетесь!»).
В феврале 1976 года первый КАМАЗ, собранный в ходе пуско-наладочных работ, покинул сборочный цех. За три квартала следующего года страна получила 15 000 большегрузов, а за два последующих месяца – еще 7 000. Дальше – больше.
Август 78-го: выпушен 50 000-й КАМАЗ.
Июнь 79-го: КАМАЗов уже 100 000.
Апрель 80-го – стотпятидесятитысячный КАМАЗ
Общий итог: КАМАЗ полностью покрыл затраченные на его строительство деньги всего за 10 лет, и это при плановой-то экономике! Больше таких примеров мировая история не знает, да и вряд ли узнает когда-нибудь.
КАМАЗ первым из крупнейших предприятий страны, которое было акционировано. Затем, в апреле 1993г.г. был пожар, в результате которого полностью выгорел завод двигателей, но, тем не менее в августе того же года с конвеера сошел грузовик с порядковым номером 1 500 000 (полтора миллиона!).
Сегодня КАМАЗ потихоньку, но уверенно упрочняет свои позиции. Конечно, о выпуске ста пятидесяти тысяч грузовиков в год тут уже и не мечтают (да и не нужно их столько современной России) но КАМАЗовская доля в Российском рынке большегрузов – около 40%, несмотря на наличие сильных конкурентов: как отечественных, так и иностранных.
С днем Рождения тебя КАМАЗ. Не останавливайся на достигнутом – в мире еще столько непокоренных вершин (и непроходимых ни для кого, кроме тебя, дорог). И всего тебе наилучшего.