Для производства автомобильных стекол используют кварцевое стекло. Его стандартный состав примерно таков:
- 72% кварцевого песка (SiO2) для сообщения стеклу высокой термической и механической стойкости;
- 14% оксида натрия (Na2O) для понижения вязкости и твердости стекла, а также температуры его плавления;
- 10% оксида кальция (CaO) и 4% оксида магния (MgO) для обеспечения высокой химической стойкости стекла.
В автомобили устанавливают листовое стекло, которое отливают по флоат-технологии. Сырье перемешивается и расплавляется в стекловаренной печи при температуре 1550оС. Затем температура опускается до 1100оС и смесь в течение нескольких часов медленно плавится, проходя через «зону осветления». После этого расплавленная масса выливается в так называемую флоат-ванну с жидким оловом, распределяясь в виде ленты от одного конца ванны до другого. Здесь смесь постепенно охлаждается до температуры резки - 600оС. В процессе формирования стекло полируется с обеих сторон, и в результате получается идеально ровная стеклянная пластина с двумя плоскопараллельными поверхностями. Эта пластина режется на фрагменты нужного размера.
Далее стекло обрабатывается. Боковые стекла делают одинарными, они проходят процедуру закаливания, после которой приобретают очень высокую ударо- и термостойкость. Если по такому стеклу нанести сильный удар, оно разобьется в крошку, таким образом, водитель не поранится об осколки.
Для ветровых стекол используют триплекс – трехслойное ламинированное стекло, также его называют «стеклом безопасности».
Триплекс сделан из двух пластин, склеенных прочной поливинилбутиральной пленкой. При разрушении такого стекла осколки держатся на пленке, тем самым снижается опасность травмирования пассажиров и водителя. В случае если треснет такое стекло, через него легче будет легче смотреть, чем через обычное.
На стеклах Sekuriflex (улучшенное ламинированное стекло) полимерная пленка с отличными оптическими и механическими свойствами (например, устойчивость к царапинам) приклеивается к внутренней поверхности.
Оптические свойства закаленного одинарного и ламинированного стекла практически одинаковы, потому что поливинилбутиральная пленка по прозрачности очень близка к оконному стеклу.
Стекла, окрашенные в зеленый или бронзовый цвет, обладают теплоизоляционными свойствами: стекло отражает инфракрасное «тепловое» излучение сильнее, чем излучение волн видимого спектра. Правда, окрашенное стекло пропускает меньше света: не 90, а 80%.
Для того чтобы защитить стекло от запотевания и замерзания, его оснащают подогревом: на стекло методом трафаретной печати наносят проводники. Последующая гальванизация повышает мощность проводников, стабилизирует напряжение и защищает проводники от воздействия окружающей среды.
Стекла с подогревом нельзя чистить едкими и абразивными моющими средствами (например, хлором, аммонием, песком и кислотой).
Ламинированное стекло подогревают тонкие, почти невидимые нагревательные нити. Они нанесены волнистыми линиями на полимерную пленку. Чтобы получить нужное электрическое сопротивление, нити объединены в группы и/или параллели. Сила нагрева заднего стекла легкового автомобиля, которую предусматривают нагреватели, – примерно 3-5 Вт на квадратный дециметр.