В нашей стране, как нигде в Европе, практически все совершенствуется и модернизируется по указам и декретам Президента. И ничего в том плохого нет, ведь законотворчество направлено исключительно на улучшение нашей с вами жизни. После очередного распоряжения "сверху", сидящие в министерствах и ведомствах специалисты всех мастей, берут под козырек и - вперед, улучшать
Смею предположить, что именно так случилось и на сей раз, т. е. после указа Президента РБ от 28 ноября 2005 г. № 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения".
Чиновники, засучив рукава, с усердием принялись за дело и через месяц выдали постановление, фиксирующее "Предельно максимальные тарифы за обучение управлению механическим транспортным средством". Спустя год приватные автошколы и "полугосударственные" автопредприятия ДОСААФ оказались на грани разорения.
Кому это нужно?
Разве что чиновникам, которые, продемонстрировав невиданную прыть, отрапортовали премьер-министру. Тот, в свою очередь, главе государства. Но как новые требования повлияли на безопасность дорожного движения никто, похоже, и не спрашивал.
Собрание директоров минских автошкол, коих насчитывается 44, проходило эмоционально. Звучали предложения о сокращении групп курсантов и даже о полной приостановке такого вида деятельности, как обучение граждан нашей страны вождению автомобилей.
Рассказывает руководитель автошколы "Атлант М" Сергей Шубич:
— До 1-го января 2006 года мы считали убытки и доходы по своей калькуляции. Разумеется, исходя из затрат на аренду помещений и автодромов, зарплату мастеров производственного обучения (инструкторов) и преподавателей, ремонт и обслуживание автомобилей, их количества и марок, и так далее. В результате в нашей школе плата за подготовку одного курсанта была самая высокая в Минске - 540 тыс. руб. После постановления Совета министров она стала одинаковой для всех автошкол страны - 589 690 рублей. Казалось бы, чего волноваться, ведь добавили 59 тысяч. Но это мираж! Потому что часы практического вождения увеличили с 29 до 40. И если в 2006 году цену на бензин определяли из расчета 53-56 центов, то сейчас литр АИ-92 стоит 90 центов. То бишь, за год с небольшим цена на горючее в долларовом эквиваленте выросла на 35 центов, ее поднимали несколько раз. А спущенную сверху сумму на подготовку водителей мы не имеем права изменить даже на рубль!
Еще одна абсурдная сторона: расход бензина при тренировочном вождении в почти двухмиллионном Минске определен такой же, как и в глухом районном центре, где два перекрестка и один светофор. Но ведь расход топлива и его цена для различных марок легковых автомобилей совершенно разные! Однако в новом постановлении этот важный фактор не учитывается. Как и затраты на аренду классов и автодромов. Тем временем убытки в нашей школе с начала года составили 79 млн. руб.
Мы неоднократно пытались узнать, кто и на каких основаниях ввел такие жесткие нормы, кто придумал эту, с позволения сказать, калькуляцию. Но четких и вразумительных ответов от правительства и Министерства транспорта мы так и не получили. Обычная информация оказалась тайной за семью печатями. Кому удушение автошкол выгодно, мы не знаем. Нонсенс, да и только!
- А на каком основании принимались ограничительные постановления? Был ли экономический анализ, с вами, как профессионалами, советовались?
- По сути, никто с нами не советовался. Хотя в конце 2005 года у нас попросили экономическое обоснование, и мы его предоставили. Но позже в Минтрансе сказали, что Совет министров наши предложения "подрезал". А после указа Президента о безопасности дорожного движения подготовили калькуляцию и рубанули сплеча.
Хотели как лучше
Действительно, постановление Совмина РБ от 12 января 2006 г. № 34 "Об установлении размеров платы за обучение управлению механическим транспортным средством, за сдачу квалификационных экзаменов (теоретического и практического) на право управления механическим транспортным средством, за проведение государственного технического осмотра транспортного средства" предусматривает фиксированные суммы. Здесь же указано, какая плата зачисляется в республиканский бюджет. Но ни слова о том, из каких средств можно стимулировать работу мастеров производственного обучения и преподавателей, на какие, простите, шиши развивать данную сферу услуг, ремонтировать старые и закупать новые автомобили и т. д.
Генеральный директор ООО "Вневедомственная охрана" Александр Сидаренко убежден, что при подготовке водителей без грамотных и преданных делу людей не обойтись.
— Когда-то нашу работу мы начали с подбора кадров. Сегодня у нас в штате 68 человек, из них более 40 - мастера производственного обучения. Но сложилась ситуация, когда профессионалы уходят из автошкол в поисках более достойной зарплаты. Высококвалифицированные кадры, которые отработали у нас по 15-20 лет, при зарплате в 400, максимум 500 тысяч рублей долго держаться не могут. Чтобы заработать даже эти деньги, инструкторам приходится работать на полторы ставки. Вот и приходится принимать на работу не самых лучших специалистов. В результате курсанты начали жаловаться на недостатки в обучении, грубость со стороны инструкторов. Но без существенных потерь я не могу избавиться от нерадивых работников. Ведь набраны группы и мы должны выполнить свои обязательства перед людьми.
А что касается спущенных сверху нововведений, то в минувшем году наша автошкола потеряла 17 миллионов. рублей, к апрелю этого - еще минус 37 миллионов
Как видим, благие намерения чиновников "улучшить и приумножить" обернулись плачевной стороной. И госбюджет налоги недополучил, и качественная подготовка будущих водителей становится все более проблематичной.
Ситуация, в которой оказались автошколы, противоречит и большинству требований, прописанных в постановлении Совмина от 31 января 2006 г. (№ 120) "О некоторых вопросах осуществления деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств". Документ предписывает укомплектовываться "работниками,.. имеющими свидетельство о прохождении повышения квалификации по подготовке водителей". Ко всему в штате должно быть не менее 50 процентов сотрудников, "для которых работа в данном юридическом лице является основной". И материально-техническое обеспечение подготовки водителей должно быть на уровне, и учебные классы и лаборатории должны быть оснащены современным оборудованием.
Только денег теперь для этого нет, и лучшие кадры уходят со словами: "Они, возможно, и хотели, как лучше, но получилось как всегда"
Про короткие юбки и халяву
Сотрудников белорусских автошкол, мягко говоря, смутили высказывания главы нашего государства по поводу короткой юбки, которая якобы способствует получению водительских прав. Этот словесный пассаж далек от истины. Ибо официальный мониторинг свидетельствует об обратном: экзамены по ПДД с первого раза не сдают от 10 до 31 процента курсантов. Есть, конечно, показатель "прокола", равный и 3 процентам (в каждой школе по-разному). А вот вождение с первой попытки "проваливают" от 12,9 до 47,1 процента курсантов. Общий же процент неудовлетворительной сдачи колеблется от 31,1 до 57,6 процента.
Поэтому каждая автошкола старается не попадать в "черный" список и готовить курсантов как можно лучше. К тому же надежной преградой на пути экзаменационной "халявы" стоят сотрудники Госавтоинспекции. Если какой обольстительной "юбке" и повезет, то это, скорее, исключение.
Кстати, в частной автошколе успешно прошли обучение и сдали экзамены обе невестки Александра Григорьевича Лукашенко. Какой на тот момент у них был гардероб, уж никто и не помнит.
В моих руках "Информационный сборник" (№ 29), который издает Управление ГАИ ГУВД Мингорисполкома. Здесь, как на ладони, видна статистика не только ДТП, но и жертв на дорогах. По отдельным столичным районам, областям и в целом по стране. Приведены данные дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, чей стаж не превышает одного года, называются автошколы, где они обучались. Удивительно, но "наихудший результат сдачи экзаменов показали выпускники учебной организации, подведомственной МВД РБ - 64,5%". Много, много интересного и печального в этом сборнике
Тупик, "кирпич" или временная помеха?
Мало радостного в нынешнем и завтрашнем дне у тех, кто много лет назад организовал в Беларуси сеть предприятий по подготовке водителей. Эти люди ничего не просили у государства, создавали новые рабочие места, исправно платили налоги, им удалось ликвидировать полугодовые очереди на обучение вождению. Таких предприятий в Беларуси около 400. Но чиновники умудрились эту отлаженную систему не просто "подрезать", как высказался один из собеседников, а безбожно обкорнать, изувечить и поставить на костыли.
Сегодня некоторые автошколы вынуждены сворачивать свою деятельность, сокращать количество курсантов, в других назревает бунт. Инструкторы Слонимского ДОСААФ, например, получив зарплату в 191 тыс. рублей, практически в полном составе отказались выезжать из служебных гаражей. Они задают резонный вопрос: как прокормить семьи? ("Газета Слонімская" № 20 (519), 16 мая 2007 г.).
Ситуация действительно тупиковая, но небезвыходная. Всего лишь и нужно, чтобы анонимные авторы роковых нововведений показались на свет божий, признали, что их по неопытности в очередной раз занесло, и прислушались к знающим людям. Профессионалы подскажут, что нужно сделать, считает руководитель унитарного предприятия "Сигнал" Ирина Хлебникова.
— Чтобы автошколы снова стали рентабельными, необходимы свободные, а не фиксированные цены. Ведь каждое предприятие имеет свою, сугубо индивидуальную систему затрат и доходов. Поэтому каждый из нас должен иметь право свободно планировать свою экономическую составляющую, исходя из реальных потребностей производства. Официально считается, что наши услуги не являются социально значимыми. Это правильно. Ведь каждый человек, способный приобрести автомобиль, способен заплатить и за обучение вождению по тем ценам, которые предлагает рынок. Более того, у каждого гражданина должен быть выбор, где и на каком автомобиле учиться. А мы, в свою очередь, будем работать в условиях здоровой конкуренции.
Замечено, что чиновники, облеченные даже толикой власти, жить не могут без того, чтобы не порулить. В случае с автошколами они явно "зарулили" в сторону, далекую от здравого смысла и, в конечном счете, от потребностей общества. Свидетельство тому (и совсем не косвенное) — ситуация на дорогах.
Владимир ДЗЮБА