Ведущим трендом июня на рынке новых и поддержанных судов стало повышение цен. Это объясняется очередным витком роста стоимости судостроительной стали и энергоносителей, а также падением курса доллара.
Рынок новостроя
Имея сформированные портфели заказов включительно до 2009 г., а в ряде случаев - частично и на 2010 г., многие южнокорейские и японские верфи заявили о намерении поднять цены на новострой. Помимо конъюнктурного фактора, в основе такого решения лежат и вполне объективные причины. Это - очередной рост цен на судостроительную сталь и энергоносители, а также падение курса доллара по отношению к валютам этих стран. Похоже, судовладельцы смирились с неизбежным повышением цен на новострой, т.к. при сложившейся рыночной конъюнктуре не они, а верфи диктуют свои условия.
Цены на новострой в июне 2006 года
Судостроительная верфь
К-во судов, ед.
dwt,
т
Срок поставки
Цена,
млн. USD
Балкер
Oshima Shipbuilding
1
54200
2009
30,08
Универсальный сухогруз
Damen Shipyard
2
3850
2007
7,54
Контейнеровоз
Jinling Shipyard
2
1100*
2008
20,00
Hanjin Heavy Industries
2
4300*
2009
61,00
Daewo-Manageliahi HI
4
4900*
2009
70,00
Jiangnan Changxing
8
5100*
2009-2010
64,60
Hudong Zhongua Shipbuilding
4
8250*
2009-2010
118,00
Танкер продуктовоз
Stx Shipbuilding
1
51000
2008
44,00
Shin-A Shipbuilding
2
50000
2009-2010
46,00
Танкер химовоз
Kitanihon Shipbuilding
1
33000
2009
39,00
Stx Shipbuilding
4
38000
2010
46,00
* - TEU New Ships, Optima Reports
Рынок судов "сэконд-хенд"
Подъем фрахтового рынка в июне адекватным образом сказался на активности рынка подержанного тоннажа, где повышенным спросом пользовались балкера всех типов - от "панамаксов" до небольших "хэнди". Значительно возросло как число заключенных сделок, так и осмотров судов потенциальными покупателями. На некоторые суда претендовали до 20 компаний. При этом произошло серьезное усиление наметившейся еще в мае тенденции к продажам не одиночных, а 2-3-x и более судов (так называемые продажи en-block).
Все это привело к очередному повышению цен на подержанные балкера. В течение июня индикативные цены Балтийской фрахтовой биржи на 5-тилетние "панамаксы" выросли на 651 тыс. USD, а на "супермаксы" - на 1,07 млн. USD. Если в феврале "супермакс" дедвейтом 52544 т, построенный в 2001 г., был продан за 28,5 млн. USD, то в июне совершенно аналогичное судно ушло уже за 32 млн. USD.
Прогнозируется, что активность на рынке подержанного балкерного тоннажа будет и в июле.
Обращает внимание то, что особенно большой популярностью на вторичном рынке пользуется "панамаксы" и "хэнди" не старше 15-ти лет. В то же время для тоннажа дедвейтом 8000 - 14000 т спрос распространяется на суда постройки 1978-1986 гг., поскольку более новый тоннаж очень трудно найти. Интересно, что из США поступило сообщение о сделке, в которой участвовали суда постройки 1943-1953 гг.
В то же время необходимо отметить, что рынок продаж подержанных "коастеров" и судов "река-море" в июне не разделил оптимизма своих более крупных собратьев. Причиной тому неуверенность потенциальных покупателей в окупаемости своих вложений в условиях стагнационно-депрессивного состояния фрахтового рынка в секторе прибрежных перевозок, наблюдающегося еще с осени прошлого года. Кроме того, учитывая немногочисленне сделки на покупку/продажу этого типа тоннажа, можно судить о том, что цены все еще остаются на высоком уровне, хотя об этом достаточно сложно судить, т.к. информация о покупке/продаже таких судов, как привило, имеет приватный характер.
Уровень цен на балкера "сэконд-хенд" в июне 2006 г.
Тип тоннажа
Возраст
Дедвейт, т
Цена, тыс. USD
Начало июня
Конец июня
Изменения (+) (-)
"Панамакс"
мах 5 лет
74000
32533
33184
+651
"Суперхэндимакс"
мах 5 лет
52000
30111
31184
+1073
Baltic Sale & Purchase Assessment
Уровень цен на балкера "сэконд-хенд" в июне 2006 г.
Тип тоннажа
Возраст
Дедвейт, т
Цена, тыс. USD
Начало июня
Конец июня
Изменения (+) (-)
"Панамакс"
мах 5 лет
74000
32533
33184
+651
"Суперхэндимакс"
мах 5 лет
52000
30111
31184
+1073
Baltic Sale & Purchase Assessment
Представительные сделки по продажам судов "сэконд-хэнд" в июне 2006 г.
Название судна
Год постройки
DWT/TEU
Цена, млн.USD
Универсальные суда и балкеры
Возраст до 5-ти лет
PAL INDONESIA 230
PAL INDONESIA 231
2007*
2007*
50300
50300
34,10
34,10
FREDERIKE SELMER
HELGA SELMER
IDA SELMER
2004
2004
2003
52265
50351
50209
105,00
en-block
YASA KAPTAN ERBIL
YASA H. MEHMET
YASA H. MULLA
2002
2001
2002
52455
52407
52383
99,00
en-block
STAR VICTORY
2001
52394
31,50
CALEDONIAN EXPRESS
2006*
53500
33,75
CARIBBEAN EXPRESS
2007*
53500
33,75
THOI
PRIMNO
2005
2005
53533
53533
70,50
en-block
PREM PRANSHU
2005
56023
39,50
YASMINE VENTURE
2006*
73600
39,00
Возраст 6-10 лет
LEONIE
1996
2500
3,50
ABLE F
1996
7969/577
14,75
ACCESS F
AMBITIOUS F
AMAZING F
1998
1998
1998
8965/779
8937/779
8937/779
14,00
14,00
14,00
ACTION F
COOK STRAIT
1999
1998
8965/737
8937/779
14,00
14,00
AYUTTHAYA RUBY
1996
10100
8,30
MAR DIOS
1998
11506/700
14,50
ALKIN KALKAVAN**
1998
12238/1145
20,00
MAGDALENA OLDENDORFF* * *
1998
24252
20,00
MARINE ISLAND
1996
28322
19,80
GREAT MARY
2000
31632
32,00
ULJANIK
1996
41300
20,50
FALCON TRADER
2000
45578
27,50
BRAVE IMPERIALE
BRAVE SV
1999
1999
46700
46700
24,00
24,00
KINGSTON TRADER
1999
74242
29,50
Возраст 11-20 лет
VERA
1988
3146/262
3,275
GABRIELLE
1994
5273/373
12,5
OCEANIC CHIEF
1992
17300
13,30
AZTECA
TOLTECA
TULA
ZAPOTECA
1993
1992
1994
1992
17546/894
17493/984
17493/894
17491/984
55,50
en-block
ECO VISION
1986
26841
10,90
AVEDON CALYPSO
1995
28460
18,00
ALMAR
1986
37197
11,00
KEISHO
1987
38891
8,00
SAMOS DREAM
1989
40315
13,50
CONSTANTINOS S* * **
1990
42007
16,00
FAROS
1986
42609
11,00
GREAT OCEAN
1991
43473
16,70
PRABHU PUNI
1992
43595
17,60
AGIA EIRINI
1994
45262
19,00
BENGAL SEA
1992
47120
29,10
GEM OF HALDIA
1989
48320
15,65
VASSILIOS
1989
64282
17,75
CEMTEX HUNTER
1989
66759
15,70
NORD STAR* * ***
1995
68591
22,00
TORM HERDIS
1992
69618
21,10
ARISTAGORAS
1989
69950
17,50
SPAR CARINA
SPAR CORONA
SPAR CAPELLA
1990
1990
1990
70424
70424
70424
19,00
19,00
19,00
NORDMORITZ
1995
72610
25,50
Возраст свыше 20 лет
NORDWEST
1977
1582
0,75
UNI BLESS
1984
4689
1,87
NEW SUNNY
1985
4827
1,45
OCEAN BUNDA
1982
5054
1,50
ZALE
1982
6485
1,25
ADRIAS
1981
6957/190
1,40
SABRINA
1979
7550/307
2,50
DEFIANT T* * ** * *
1979
8750
1,26
TANIA
1978
15220
2,30
THEOFANO
1983
17330/602
5,60
SEA EMPEROR
1977
18611
2,15
ANDROUSA
1979
18750
3,15
KOTA SINGA
KOTA NAGA
1985
1985
20621
20609
18,00
en-block
JUPITER ACE
1985
23507
7,10
NOBLE EMPRESS
1982
23791
4,50
BUENA FORTUNA
1979
27499/400
3,70
TAXIDEFTIS
1984
29617/494
9,10
LMZ TROODOS
1983
35419
6,20
YOKI
1984
64897
6,60
* - перепродажа строящихся судов;
** - sale includes 3 years T/C to MSC at $11,000 per day;
* * * - sale includes 24 months BB charter back to sellers at $8,850 per day;
* * ** - including balance of T/C attached till end of 2006 at USD 8750 per day;
* * *** - including balance of T/C at USD 9,875 per day till Mar/Apr 2007;