Безнадежный скоростной проект

  21:55   10-01-2007

Проект автобана Москва – Санкт-Петербург никогда не был исключительно экономическим. Когда четыре года назад Владимир Путин дал поручение губернатору Петербурга Валентине Матвиенко начать работу над проектом, аналитики и специалисты усмотрели в этом политическое стремление осуществить нечто грандиозное, по масштабу сравнимое со вторым «окном в Европу»: в Санкт-Петербурге магистраль соединится со строящейся трассой в Финляндию и станет частью коридора Москва – Хельсинки.

И все же сейчас совершенно очевидно, что одной политической воли для реализации проекта мало. Хотя бы потому, что у него нет самого главного – реального инвестора. «Все подобные проекты окупаются как минимум за 20 лет, - отмечает аналитик инвестбанка «Траст» Евгений Шаго. – В России на такой срок деньги не даст никто, а иностранцы нам не верят». Впрочем, часть денег есть – это средства инвестфонда: в 2006 году правительство одобрило выделение почти 26 млрд рублей на строительство участка 15–58-й км (от микрорайона Бусиново на МКАД через Ховрино и Шереметьево до 58 км старого Ленинградского шоссе). Строительство трассы на этом участке оценивается в 54 млрд рублей. Желающих инвестировать остальную часть суммы, 28 млрд рублей, пока нет. Как нет их и на весь оставшийся проект, который, по оценке главы МЭРТ Германа Грефа, составляет 241 млрд рублей.

Строительство хайвея задумано по формуле государственно-частного партнерства с максимальной долей государства - от 47% на самых прибыльных участках трассы (например, участке Москва - Шереметьево-3, который должен быть сдан в 2008 году) до 30% и ниже в «мертвых» зонах. Понятно, что, если на участок «15-58» инвесторов можно найти сравнительно легко, то на участок «58-650» они пойдут далеко не так охотно. Решением данной задачи в эти дни в США и Канаде занимается министр транспорта РФ Игорь Левитин. «Мы сделали презентацию платных дорог России, - заявил он журналистам. - Это прежде всего Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, Москва – Санкт-Петербург и обход Одинцово. Эту презентацию мы продемонстрировали американским компаниям, которые хотят заниматься строительством автодорог».

Ранее, осенью 2006 года, Игорь Левитин подписал с французской компанией Vinci протокол о намерениях, в соответствии с которым французы будут "оказывать содействие в подготовке предложений по реализации проектов платных автодорог с применением механизмов ГЧП". В частности, речь шла об автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Кроме Vinci S.A., переговоры велись с другими западными компаниями: Boygues (Франция), Macquare (Австрия), OHL (Испания), Аutostrada (Испания), Lotto (Корея), Siemens и Deutsche Bahn (Германия). Однако нынешний американский вояж министра свидетельствует о том, что реальный инвестор так и не был найден. В принципе, это неудивительно: с окупаемостью в 30 лет и при отсутствии понятных и предсказуемых тарифов на прохождение трассы проект для иностранцев выглядит крайне рискованным. Тем более что изначально обозначенные тарифы уже начали расти: если в начале работы над проектом речь шла об 1 рубле за 1 км, то в настоящее время можно услышать разговоры о 1,5–4 рублях. При подобном тарифе поездка из Москвы в Петербург на машине обойдется в 2,6 тысячи рублей (около $100), не считая бензина. Для сравнения: поездка по скоростной автостраде из главного курорта Бразилии Рио-де-Жанейро в третий по величине город мира Сан-Паулу на расстояние 570 км обходится в $10. Скорее всего, основной пассажиропоток предпочтет железную дорогу (поездка в купейном вагоне - 1700 рублей). Грузовые автомобили станут ездить либо по старой разбитой Ленинградке, либо по новой трассе, но в этом случае их хозяева будут включать плату за новую дорогу в стоимость перевозимых товаров.

Наконец, еще одной проблемой станут въезды и съезды с шоссе – все их придется оснастить контрольно-пропускным оборудованием, иначе на автобан станут прорываться местные «молоковозы» для перевозки грузов из пункта А в пункт Б на 20-30 км. Но чем меньше съездов с шоссе, тем ниже транспортный поток, а чем их больше – тем выше расходы на содержание кассиров и обслуживание оборудования.

В свете последних событий в российском ТЭКе может показаться, что отсутствие экологических проблем - это уже полдела. Только не в случае с инфраструктурными полуполитическими проектами.


НОВОСТИ ПО ТЕМЕ О караванинге из первых уст Московский мэр выступил за электрификацию В России вводят «именные» госномера В 2007 году на переоснащение автопарка ОАО «Ахангаранцемент» выделил свыше 30 млн руб.С целью улучшения экологической ситуации в Москве уже с 1 сентября будет ограничен въезд в пределы Бульварного кольца легковых автомобилей, не соответствующих стандартам Евро-2", передает РИА Новости."Для контроля этих автомобилей б...

В нижнюю палату парламента РФ поступили два законопроекта из регионов. Депутаты законодательного собрания Петербурга предлагают повысить ответственность за выезд на занятый перекресток, увеличив размер административного штрафа за это правонарушение со 100 рублей до 1000. А депутаты краснодарского законодательного собрания намерены сделать все, чтобы управлять мопедом (вероятно, скутером) могли только молодые люди, достигшие 16-летнего возраста, и...

Ford Mondeo так хорошо приняли в Европе, что Ford прнял решение выпустить модель высшего класса - Titanium X Sport. В компании его прозвали «самым желанным Mondeo современности».
Автомобиль будет доступен в кузове седан или универсал. Сердем машины станет 2,5-литровый пятицилиндровый турбированный двигатель или 2.2-литровый дизельный TDCi. Коробка передач – шестискоростная, механическая. Хромовые детали и легкосплавные колеса дополнят внешн...